Первый шаг в создании SWOT-анализа для целей пиара — изучение текущего положения дел в бизнесе, а также выявление сильных сторон и уязвимых мест.
Сильные стороны — характеристики, которые делают компанию успешнее, конкурентоспособнее и устойчивее. Это факторы, которые под силу контролировать собственнику или СЕО, например, сильная команда, качественный продукт, высокий уровень сервиса.
Зоны уязвимости — внутренние факторы, которые замедляют развитие компании. Например, сильные конкуренты и негативная репутация организации в прошлом.
Анализировать нужно сразу семь аспектов:
- сферу деятельности компании, ее место на рынке;
- структуры и процессы подразделений организации, место PR-команды в этой структуре;
- возможности PR-подразделения: персонал, денежные и временные ресурсы, доступ к специальным программам (например, к «Медиалогии» и Figma);
- ограничения, мешающие PR-деятельности: отсутствие поддержки со стороны команды, длительные согласования, внутренняя борьба между отделами, несогласованность;
- потенциал сотрудников, их квалификацию, мотивацию и лояльность;
- конкурентные преимущества: качество товаров и услуг, жизнеспособность бизнеса, удовлетворенность руководства;
- восприятие организации аудиторией: известность на рынке, репутация, паттерны коммуникации с аудиторией.
Анализ сильных и слабых сторон помогает понять, как потребители воспринимают бизнес и его продукт, где расходятся интересы аудитории и компании, если такое происходит.