Закон о маркировке рекламы: как избежать штрафов в 2024 году

В России с 2022 года действует закон о маркировке рекламы. Как разобраться в терминах ОРД, ЕРИР и токен и избежать штрафа в 500 тысяч за «незаконную рекламу», рассказывает основатель и генеральный директор компании Ольга Павликова.
~
С 1 сентября 2022 года в России вступил в силу закон № 347-ФЗ о поправках в Федеральный закон «О рекламе», который ввел обязательную маркировку и учет почти любой digital-рекламы в Интернете. Теперь еще до публикации рекламу нужно регистрировать, а после — каждый месяц отчитываться о ее открутке и затратах оператору рекламных данных (ОРД) для передачи в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).

Зачем нужна маркировка рекламы?

Благодаря требованиям о маркировке вся интернет-реклама собирается в едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР) и будет храниться там 5 лет. Данные в реестре доступны всем участникам рекламного рынка, Роскомнадзору, ФАС и налоговой.

Реестр играет роль своего рода посредника между рекламодателем и тем, кто распространяет рекламу. Федеральная антимонопольная служба может оперативно реагировать на неправомерную рекламу, а ФНС — контролировать своевременное и правильное налогообложение.

Какие данные передаются в ЕРИР через ОРД:
  • об участниках рынка;
  • о заключенных договорах между всеми участниками цепочки;
  • об актах;
  • о рекламных постах: образцах креативов, показах и площадках, стоимости.

Главные термины

1. Реклама

Согласно положениям закона «О рекламе» и разъяснениям ФАС, рекламой считается информация, распространяемая любыми способами и средствами, если она:
  • адресуется неопределенному кругу лиц (даже если это конкретный адресный список, но рассылка универсальная и рекламная);
  • привлекает внимание к товару или бренду, направлена на то, чтобы продвинуть его на рынке, вызвать или поддержать интерес к нему.

2. Самореклама

В разъяснениях от 14 февраля 2023 года Роскомнадзор приводит такое мнение ФАС: информация об ассортименте, правилах пользования товарами или услугами, их продавце или производителе не считается рекламой. Под эту категорию подпадают:
  • информация о подписке на собственные издания с описанием способов ее оформления;
  • анонсы собственных мероприятий (в том числе размещенные в СМИ на условиях инфопартнерства);
  • гиперссылки на сайтах, ведущие на сайты собственных продуктов и других сетевых изданий одного и того же учредителя.

Информация о товарах и услугах, которая размещается на сайте компании и в ее соцсетях, — это тоже не реклама, если соблюдено одно важное условие: она представляет все позиции ассортимента единообразно, не выделяя какие-то из ряда прочих.

Допустим, у вас есть сайт или аккаунт в соцсети, где вы рассказываете о своих продуктах. По умолчанию такая информация на собственных ресурсах рекламой не является. Но если вы выделяете один товар или услугу из множества, обращаете на что-то особое внимание спецпредложением вроде «Только сегодня: скидка 50%», размещаете подобную информацию на сквозном баннере, который виден на всех страницах сайта, это может быть признано саморекламой, на которую распространяются все требования закона о рекламе, в том числе о маркировке. В таком случае ее нужно регистрировать в ОРД — для этого в его интерфейсе есть специальный функционал.

3. ОРД

ОРД — система для предоставления данных в ЕРИР. В ОРД работают несколько категорий участников рекламной кампании:
  • рекламодатели — это те, кто рекламирует свои услуги или товары;
  • рекламораспространители — лица, которые занимаются диджитал-рекламой, направленной на привлечение внимания, осуществляют и организуют ее распространение;
  • рекламные системы — это в числе прочего соцсети и сервисы обмена мгновенными сообщениями;
  • посредники — агентства и фрилансеры, участвующие в размещении рекламы клиентов.

В договорах между участниками рекламной цепочки должны быть прописаны обязательства по подаче данных в ОРД.

4. Маркировка:

  • предоставление в ЕРИР через внесение в ОРД информации о рекламной кампании;
  • пометка «Реклама» и указание данных о рекламодателе в публикации;
  • токен (уникальная комбинация цифр и букв), присвоенный при регистрации в ОРД, который помещается в кликовую ссылку или тело публикации.

Пример маркировки:
Реклама. ООО «ПромЗапас» ИНН 2536281357
erid: LatgBwYEY

5. Штрафы за отсутствие маркировки интернет-рекламы

Меры наказания за нарушение порядка маркировки рекламы прописаны в статье 14.3 КоАП «Нарушение законодательства о рекламе».
Субъект
Штраф
Для физических лиц
от 2000 до 2500 рублей
Для должностных лиц
от 4000 до 20 000 рублей
Для юридических лиц
от 100 до 500 тысяч рублей
Закажите персональную консультацию по маркировке рекламы

Этапы работы

Маркировка касается всех, кто дает рекламу, производит ее или как-то иначе касается рекламной цепочки. По сути, это:
  • рекламодатели (собственники, производители или продавцы рекламируемых товаров, услуг);
  • рекламные агентства;
  • рекламные площадки и блогеры.

Если вы рекламодатель, то вам необходимо:
  • привести в порядок договоры, указать, кто получает токены и предоставляет информацию в ЕРИР;
  • следить, чтобы на рекламных креативах были маркировка «Реклама», ИНН рекламодателя и токен.

Информацию о рекламе нужно передавать в два этапа.

До запуска рекламы передать информацию:
  • о рекламодателе;
  • о рекламораспространителе — соцсети, мессенджере, поисковых системах и других;
  • о рекламных посредниках — агентствах;
  • о креативе;
  • о договоре на рекламу.

После окончания трансляции рекламы передать информацию:
  • об итогах рекламной кампании;
  • о закрывающих документах.

Отчет нужно подать в течение 30 дней после окончания месяца, в котором транслировалась реклама. Если реклама размещалась с 10 по 20 марта, то отчитаться о ней надо будет не позднее 30 апреля. Если реклама транслируется несколько месяцев, то отчет о ней надо подавать ежемесячно.
Что делать до запуска рекламы

По итогам месяца после формирования актов

Передавать в ЕРИР информацию о конечном заказчике-рекламодателе, договоре с первым подрядчиком

Передавать информацию о детализации трат по всей цепочке

Получать от ОРД токен после регистрации рекламного материала

Предоставлять статистику о показах с детализацией до площадок и креативов

Идентифицировать креатив токеном
и пометкой «Реклама»

Как маркировать выпуски подкастов?

Рекомендуется добавлять токен в описание или комментарий к выпуску подкаста — здесь все зависит от возможностей площадки.
Если рекламу размещают в подкасте, токен указывают в описании к трансляции в формате erid: ХХХ.

Если рекламу размещают в подкасте, токен указывают в описании к трансляции в формате erid: ХХХ.

Как регистрировать онлайн-трансляции, которых не существует до публикации?

Реклама в онлайн-трансляции — это единственный формат, который можно регистрировать постфактум. Трансляцию нужно зарегистрировать сразу после проведения, токен добавить в описание либо в комментарий, если описание уже нельзя редактировать. Загружать в ОРД нужно всю трансляцию, а не только фрагмент с рекламным упоминанием.

На какие документы стоит обратить внимание:

Полезные материалы:

Если у вас остались вопросы, мы готовы организовать для вас персональную консультацию наших юристов и менеджеров, которые ежедневно регистрируют в ОРД рекламу и посты в соцсетях.
Ольга Павликова
Основатель и генеральный директор компании TrendFox
Заказать консультацию по закону о рекламе

Смотрите также