Новости

4 причины того, почему в России всего 13 тысяч подкастов, в то время, как в США – больше миллиона

Подкасты появились в мире в середине 2000-х годов, в 2006 году в США лишь 22% населения были знакомы с подкастами – аудиоблогами на различные темы, которые постепенно вытесняют радио. К 2022 году, по данным Statista.com, 79% американских граждан знали про подкасты, а 38% за последний месяц слушали хотя бы один из них. Подкастинг вошел в привычную жизнь домохозяек, которые слушают этот новый цифровой формат во время уборки и готовки, люди слушают подкасты по дороге на работу, на прогулках и во время занятий спортом. Общая аудитория подкастов в мире в 2022 году составила 424 млн человек, тогда как реклама в них в Европе – 144,6 млн евро (данные Statista.com).

В России рынок подкастинга развит гораздо меньше: так, согласно опросу Tiburon Research,в 2020 году лишь, каждый четвертый пользователь интернета в нашей стране слушал подкасты раз в месяц и чаще. В Москве с этим форматом были знакомы 42% опрошенных, в регионах – 23-27%. Аудитория подкастинга чуть больше, чем наполовину представлена мужчинами. По возрасту преимущественно это люди 18-45 лет. Подкасты слушают в основном люди со средним доходом и выше среднего. В целом, можно сказать, что молодые мужчины, работающие в сфере ИТ, чаще всего слушают подкасты. Мы видим большой потенциал развития подкастов в России и активно развиваем как клиентские подкасты, так и собственный подкаст «Блокнот пиарщицы».

Почему Россия отстает по числу подкастов

Найти подкаст в интернете несложно: крупнейшие площадки Яндекс.Музыка, Apple Подкасты и Звук (ранее СберЗвук) активно продвигают свои проекты, равно как и Podcasts.ru и Meduza (признана иноагентом). В феврале-июле 2022 года среднемесячная аудитория Рунета старше 12 лет составила почти 103 млн человек – это 84% населения страны. И все же в России всего около 13 тысяч подкастов, в то время как в США – больше миллиона. Попробуем разобраться, почему так происходит.

Причина 1. Американцы больше доверяют новым технологиям

Традиционно США называют “магнитом” для новых технологий. Здесь концентрируются компании бигтеха, хорошо финансируется наука и инновации. Подкасты – одна из инноваций, а интерес ко всему новому в Америке больше, чем в России.

Причина 2. Недостаток устройств для прослушивания подкастов

Подкасты чаще всего слушают на смартфонах, а число этих устройств в нашей стране, по оценкам GS Group, лишь около 100 млн штук. Так что почти треть населения просто не имеет доступа к подкастам технологически (это пенсионеры, недостаток которых среди слушателей подкастов отмечают социологи).

Причина 3. Первенство дорогого Apple на рынке подкастов

Apple начала размещать подкасты в июне 2005 года в приложении iTunes и запустила свое первое автономное приложение в 2012 году для iOS. В 2014 году все смартфоны и планшеты компании Apple начали выходить с предустановленным приложением «Podcasts». Не секрет, что аудитория приверженцев Apple – это горожане с доходами выше среднего, преимущественно поклонники новых технологий. Поэтому массовая аудитория получила доступ к подкастам гораздо позже. Например, сервис мультиссылок Podcast.ru запустился лишь в декабре 2020 года. До середины 2010-х годов в России был чуть ли не один крупный проект подкастинга – существовавший с 2005 года Russian Podcasting (RPod), запущенный радиоведущим MTV Russia Василием Стрельниковым.

Причина 4. Появление 3G и распространение сетей покрытия

Подкасты Meduza появились лишь в 2017 году, с появлением дешевого и быстрого 3-G и 4-G интернета. Он позволял стримить подкасты без скачивания повсеместно. Примерно в то же время Яндекс стал развивать направление подкастов на Яндекс.Музыке

Таким образом, целый ряд причин препятствовал росту популярности подкастов в России. В последние несколько лет этот рынок испытывает бум, и приток рекламных денег, становясь все более интересным для рекламодателей.
Rusability, 16 февраля 2023
Подкасты СМИ о нас