Делаем PR под ключ — от стратегии до реализации
Новости

Шаг в новый мир: когда заработают метавселенные и будут ли новые технологии доступны обычным пользователям

Агентство TrendFox провело опрос среди представителей финансового рынка и IT-индустрии о будущем виртуальной реальности.

Цифровая эволюция

«Концепция метавселенной не нова, хотя технологическая экосистема сейчас значительно лучше справляется с техническими требованиями, необходимыми для ее реализации. Однако по-прежнему необходимы дальнейшие разработки, которые сделают ее основные компоненты удобными для пользователя (например, нужно уменьшить громоздкость оборудования, снизить головокружение от его использования) и решить ряд технических проблем, таких как точка фокусировки объектива или позиционирование пользователя в пространстве. Пока существуют эти барьеры, мы не рассчитываем на широкое распространение метавселенной», – говорит старший портфельный управляющий банка Lombard Odier Петр Кобелевский.

По мнению руководителя дирекции ИТ-инфраструктуры и аутсорсинга «Инфосистемы Джет» Антона Павленко, «метавселенная – это логичный шаг развития нашей реальности, где киберпространство уже сейчас сливается с физическим миром. Например, мы покупаем продукты, нажимая иконки в телефоне, а через 30 минут ставим реальную бутылку молока в холодильник. Виртуальные коммуникации все больше становятся нормой».

«Появление и развитие метавселенных технологически закономерное и положительное явление для удаленных коммуникаций. Это сравнимо с появлением радио и телефона – когда люди были рады услышать друг друга за сотни километров или с появлением смартфонов с видеосвязью, которые дали возможность не только слышать друг друга, но и видеть лица своих родных и близких», – дополняет Филипп Мужецкий, руководитель агентства иммерсивных коммуникаций «Новая реальность».

Назир Наурзоков, инженер по проектным решениям Acer в России, считает, что «в нынешнем виде метавселенные представляют собой скорее забаву, чем действительно удобное решение, способное кардинально улучшить опыт людей». «Проблема заключается в том, что сама концепция непонятна. Facebook выступает основным двигателем истории, но они сами не понимают, что они и зачем делают», – соглашается ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

На этапе тестирования

По словам Петра Кобелевского (банк Lombard Odier), Metaplaforms (ранее Facebook) является ведущей компанией благодаря быстрому развертыванию сотрудничества с семейством гарнитур Oculus. «Мы считаем, что более широкое внедрение VR/AR оборудования будет в значительной степени зависеть от привлекательности их использования. В настоящее время мы все еще находимся на предварительном этапе тестирования различных типов механик взаимодействия (полное погружение, VR или смешанная реальность с AR). Другие профессиональные приложения – в частности, для поддержки удаленного обслуживания оборудования или расширенных возможностей видеоконференций – находятся в разработке», – говорит он.

«Для того, чтобы попасть в метавселенную, нужно купить VR-шлем и ноутбук/ПК. Порог вхождения здесь составляет в среднем 300 тыс. руб. В 150 тыс. обойдется шлем и во столько же игровой компьютер, оснащенный мощной видеокартой, который сможет работать с этим шлемом», – делится наблюдениями руководитель SKTeam Владимир Скибин. «По мере развития технологий стоимость оборудования будет снижаться. Со временем покупка шлемов и очков дополненной реальности станет таким же обыденным делом, как покупка телевизора или ноутбука», – полагает основатель компании iReg Галина Добрякова.

«Вычислительная нагрузка в метавселенных быстро будет нарастать, так как вряд ли пользователи удовлетворятся какими-то примитивными графическими форматами. Возможно, это будет даже не 5G, а 6G», – полагает основатель финтех-платформы TalkBank Михаил Попов. По мнению аналитика «Фридом Финанс» Михаила Денисламова, «для полноценной работы постоянно функционирующих виртуальных пространств с одновременным нахождением в них миллионов пользователей потребуется строительство множества новых дата-центров».

«Современные смартфоны являются уже довольно мощными мобильными устройствами, имеющими доступ в Интернет и простыми в использовании. Следующим шагом должно стать дополнение этого широко распространенного инструмента более специализированными решениями/компонентами AR/VR. Итеративный процесс инноваций для метавселенной ничем не отличается от других технических областей. Объем инвестиций в эту отрасль достаточно велик, чтобы добиться положительного эффекта в ближайшие годы», – считает Петр Кобелевский.

«Нас ждет большой успех»

«Сейчас пользователи или предприниматели размышляют о метавселенных так же, как в 1990-е годы думали про сервисы в интернете. Когда в 1994 году появился онлайн-рынок книг Amazon, люди задавались вопросом: зачем он нужен, если я продаю/покупаю в магазине? А со временем все оценили удобство. За метавселенными большое будущее еще и потому, что такие компании как Meta, Microsoft, Twitter, Coca-Cola, вкладывают сотни миллионов долларов в их прототипы и концепты. Эти крупные игроки будут прививать своей аудитории новую цифровую культуру», – отмечает директор международной сети интерактивных развлечений «Клаустрофобия» Владимир Жиганов.

По словам Петра Кобелевского (Lombard Odier), «метавселенная – это сверхпопулярный тренд, и в ближайшие 3–5 лет мы рассчитываем на значительный успех в этой области».
С этим прогнозом согласны и другие эксперты.

«Говорить о работе метавселенных в полном объеме можно будет через 3–5 лет – после хайпа и первичного разочарования, связанного с дефицитом в таких метавселенных пропускной способности, необходимых устройств и полезных сервисов. После этого мы получим новое качество, связанное с изменением инфраструктуры и паттернов поведения», – предполагает основатель финтех-платформы TalkBank Михаил Попов.

«Прототипы метавселенных мы увидим уже в 2022 году, но они будут достаточно неуклюжими: как картинки в виде NFT-токенов: сначала были непонятные пиксельные рисунки, а сейчас это уже красивая 3D-анимация. Так и метавселенные будут развиваться по экспоненте. И через 3–5 лет мы увидим полноценные цифровые миры, которые решают задачи бизнеса», – прогнозирует Владимир Жиганов, директор международной сети интерактивных развлечений «Клаустрофобия».

Инженер по проектным решениям Acer в России Назир Наурзоков называет более длительный срок – в 5–10 лет. Гендиректор G-Core Labs в России и ЕАЭС Михаил Шурыгин также считает, что «к 2027–2030 годам метавселенные приобретут общепринятую форму, а технологии достаточно разовьются для их воплощения».