Блог о пиаре

Какой PR нужен в 2022 году

Моя первая реакция на все, что происходит, – оцепенение. Потом мысль: что будет с моим бизнесом? Реакция многих компаний, как и в любой кризис: снизить маркетинговую активность и бюджеты на PR. Большое количество компаний и вовсе уходят с рынка, а российские игроки – берут паузу в коммуникациях. Но, несмотря ни на что, без продвижения своей продукции, услуг, бренда будет сложно остаться на плаву тем, кто продолжит работать и хочет остаться на связи с партнерами и клиентами. 
Расскажу, кому и чем сегодня может быть полезен PR.

1. Маркетинг импортозамещения

Уже ясно, что одна из важнейших сфер, которая срочно должна усиливать свою работу на российском рынке, – это ИТ-сектор и сфера микроэлектроники. 
Каждый день все новые и новые компании объявляют об уходе из России. Правительство взамен обещает, что российские ИТ-компании будут освобождены от проверок и уплаты налога на прибыль сроком на три года. Для того чтобы выводить на рынок свой продукт или увеличивать его присутствие, такому бизнесу точно понадобятся маркетинговые и PR-инструменты. 
Компаниям предстоит объяснять, как и в какой сфере могут быть использованы их приложения, как ими пользоваться, сколько стоит их внедрение. Но главное, что еще предстоит сделать многим отечественным разработчикам, – это наладить грамотную коммуникацию с клиентами на таком же уровне, что у европейских и американских сервисов – от понятных текстов на сайте и в приложении до email-маркетинга и соцсетей. 
В России есть аналоги и «Google Документов», и Zoom, но разобраться в том, как это внедрить в свой бизнес, гораздо сложнее, чем у конкурентов из-за рубежа.

2. Поиск новых рынков и партнеров 

Уход большого количества автомобильных брендов, брендов одежды, мебели и так далее ставит перед ретейлом еще одну задачу – привлечение новых производителей из стран Азии, Индии, Арабских Эмиратов. 
Если бизнесу важно предложить свои площади в ретейле производителям из других стран, то тоже не обойтись без маркетинга. Необходимо рассказывать за рубежом о российском рынке и его потенциале, запустить таргетированную рекламу в WeChat, Weido или индийском Facebook*, делать публикации в деловых СМИ, организовать бизнес-миссии к производителям на местах, рассказывая о возможностях для роста в нашей стране. 
В России у наших коллег из других стран также есть деловые организации, например Российско-Китайская Палата, комитет и бизнес-парк с локальными медиа и мероприятиями. С ними тоже можно работать.

*Meta Platforms Inc. признана экстремистской организацией на территории РФ

3. Инвестирование накоплений

На фоне падения рубля тысячи людей спешно вкладываются в покупку недвижимости – квартир, домов и участков. И хотя очевидно, что это краткосрочный тренд, но те, кто сейчас вложатся в маркетинг, успеют продать значительно больше активов. Когда экономическая ситуация ухудшится, распродать дома в коттеджном поселке или квартиры в новостройке будет сложнее. 
Поэтому сейчас самое время как можно быстрее начать рассказывать о привлекательности своего объекта. Именно такой тактики придерживаются в данный момент банки, которые запускают краткосрочные кампании в Telegram, VK и «Одноклассниках», предлагая ставки с повышенной доходностью или открытие счетов в тех из них, что не попали под санкции. Так, «Альфа-Банк», успешно запустивший рекламную кампанию в соцсетях, смог всего за пару дней привлечь $554 млн на вклады.

4. Выход из регионов на федеральный рынок

Кризис – лучшее время для российских производителей. Тем, кто сейчас производит любые импортозамещающие продукты питания  – от яблок и картошки до пасты и сыра, но только для регионального рынка, сейчас самое время выходить  в федеральные сети. 
Тот же тренд коснется и производителей новых брендов одежды. Сейчас время для вывода на рынок дизайнерских коллекций, которые прежде продавались только в регионах или интернет-магазинах.

5. Покой клиентов, партнеров и сотрудников

Сейчас трудно найти бизнес, который не пострадал бы в текущей ситуации. Но клиенты часто ставят на паузу заключенные контракты вовсе не потому, что столкнулись с кризисом напрямую, а из-за плохих предчувствий, дезинформации или просто паники. И это неудивительно: многие компании перестали вообще публиковать посты в соцсетях, общаться со СМИ, считая это неуместным. 
Но когда компания молчит, ее сайт и соцсети перестали обновляться, клиенты считают, что у нее серьезные проблемы. Поэтому, если это не так, нужно разослать клиентам и партнерам письма, рассказать, в том числе и в СМИ, о своей антикризисной стратегии и наконец-то успокоить свое бизнес-окружение и своих заказчиков. 
Нынешняя эпоха, по крайней мере в ближайшие месяцы, точно будет временем, когда невозможно строить долгосрочные планы. Но совсем без планов нельзя.
Главное условие пиара в нынешних условиях – ювелирная корректность в текстах и пабликах. Миллионы людей тяжело переживают все происходящее.  
И еще важно понимать: мы все, и пиар тут не исключение, вступили в эпоху предельного практицизма. Придется ежедневно доказывать заново, делом, чего ты стоишь. Прежние заслуги не в счет, атрибуты престижа теперь могут вызывать у клиентов лишь раздражение. На первое место выходят функциональность, эффективность и доверие: в тяжелые времена надо держаться вместе.